План мероприятий, посвящённых Международному Дню родного языка
21 февраля — Международный день родного языка
Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями.
21 февраля — Международный день родного языка. Этот праздник еще молодой. Он ведет свою историю с 2000 года, установлен ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
На эту тему во всех классах нашей школы были проведены классные часы.
Конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение»
Обучающиеся четвертых классов нашей школы под руководством учителя чувашского языка и литературы Р.Г. Кочетовой приняли участие в конкурсе чтецов «Моё любимое стихотворение». Разные жанры поэзии прозвучали в исполнении детей на чувашском и русском языках. Лучшими оказались Панасенко Юлия, Горшкова Софья, Иванова Любовь (4А класс).
В чём ценность родного языка?
Обучающиеся 10—11 классов, отвечая на данный вопрос, пришли к единому мнению, что каждый народ имеет свой язык, в каждом есть особые слова, называющие важные для его жизни вещи. Родной язык — язык предков — передаётся от родителей, в нём звучит связь поколений. Для многих россиян родные два языка. Один государственный — русский, он объединяет всех нас, помогает понять друг друга, учиться и строить будущее страны. Другой — язык малой родины, язык дедов, помогающий хранить и приумножать опыт и историю народа.
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник — Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля, и способствует языковому и культурному разнообразию. Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов.
«Илемлӗ, илемлӗ чӑваш тӗрри…»
Вышивка — национальная гордость чувашского народа. До сих пор старинные узоры восхищают нас своей красотой и тонкостью. А вот не все знают, что по знакам узоров можно представить устройство всего мира по представлениям древних чувашей.
Обучающиеся 2-х классов пробовали себя в конкурсе рисунков чувашской вышивки. Лучше всех получились работы Бугровой Софьи, Григорьева Александра, Дубинина Егора (2Б класс) На самом деле, «илемлӗ, илемлӗ чӑваш тӗррииӗ тӗрлеме (ӳкерме) пӗлсен кӑна».
Интеллектуальная игра «Икӗ чӗлхе — икӗ ӑс, виҫӗ чӗлхе — виҫӗ ӑс»
Чем больше человек знает языки, тем он умнее. Так считают учащиеся 6—7 классов. Своими крепкими знаниями ребята вышли на состязание. Задания были и на чувашском, и на русском языках. Команды легко и быстро справились с работами. У всех баллы были одинаковые. В таких случаях говорится, что победила дружба.
Словарь — русской речи государь
В библиотеке школы была организована лингвистическая выставка «Словарь — русской речи государь». Ребятам было интересно рассматривать разные словари. Пятиклассники отметили, что часто используют орфографический, толковый словари.
По страницам сказок Пушкина
Многие дети любят сказки Александра Пушкина. Учащиеся 5—7 классов представили инсценировки по его сказкам. Зрителям понравилось выступление 7Ф класса. Лучшими артистами оказались Фёдорова Анастасия, Григорьев Борис, Ермолаева Мария.
«Эпир пулнӑ, пур, пулатпӑр!»
Ребята 5Б класса выпустили стенгазету под названием «Эпир пулнӑ, пур, пулатпӑр!» (редактор — Настя Кабетова). Эти замечательные слова народного поэта Петра Хузангая служат девизом, лозунгом для молодого поколения. Газета получилась интересной и познавательной.
«Живые уроки» — музей Ивана Яковлева
Иван Яковлев — просветитель чувашского народа. Благодаря ему создан литературный язык. Много новых информаций получили девятиклассники, побывав в музее Ивана Яковлева.